Литературно-художественный салон, посвященный жизни и творчеству И.И. Левитана

22 вересня 2011 - Администратор

 

Литературно-художественный салон,
посвященный жизни и творчеству И.И. Левитана
«Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!»
 
Оборудование: зал празднично украшен цветами, осенними листьями. В глубине сцены портрет И.И.Левитана, плакат «С природой одною он жизнью дышал...». Оформлена выставка репродукций картин Левитана ( для её оформления можно использовать компьютерный диск «Художественная галерея. Великие русские художники. Часть 2.») Выставка книг о художнике, альбомов репродукций. Как музыкальное оформление используются романтические баллады Ричарда Клайдермена.
 Звучит нежная спокойная мелодия. На .ее фоне демонстрируются слайды картин И.И. Левитана «Стога. Сумерки», «Осенний день. Сокольники», «Березовая роща», «Вечерний звон», «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март», «Озеро (Русь)» и другие.
 
Чтец: Зеленый водопад плакучих ив
Беззвучно ниспадает в гуще сада.
Не от него ли так легка прохлада?
Не потому ли вечер так красив?
Вот выкована ель из серебра-
Таких красивых не встречал я сроду.
О, как бы не любили мы природу,
Нам век не оплатить её добра.
Благословляю тихий звон дубрав
И красоту, что вновь неповторима.
Мне в сердце проливается незримо
Покой деревьев и доверье трав.
Мы все в гостях у этой красоты.
Приходим в мир
Её любить и помнить.
Потом однажды -
Утром или в полночь -
Уйдём,
Оставив лёгкие следы.
( А.Дементьев)-
 
Учитель: Исаак Ильич Левитан... Он искал в русском пейзаже вечного, неизменного, непреходящего. Будут жить небо, земля, вечера и закаты, солнышко и воды, и цветы на лесной опушке, и туман, и свежий ветер на Волге. Левитан любил огромную равнину русскую, длинные её дороги, большую воду, весенние ручьи, гремящие с пригорков, яркие и резкие осенние краски лесов и рощиц, пески и нескончаемые волжские дали, небо над ними то хмурое, то лучезарное, как в древней русской сказке. Левитан любил родину. Всё скромное, милое, великое и простое в ней.
Ученик- Левитан:
Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, мать-Земля!
Духов бесплотных сладострастья,
Твой верный сын, не жажду я.
Что пред тобой утеха рая,
Пора любви, пора весны,
Цветущее блаженство мая,
Румяный свет, златые сны?..
Весь день, в бездействии глубоком,
Весенний, тёплый воздух пить,
На небе чистом и высоком
Порою облака следить;
Бродить без дела и без цели
И ненароком, на лету,
Набресть на свежий дух синели
Или на светлую мечту...
( Ф.И. Тютчев)
 
1 ведущий: Природа трогала его до слёз, потрясала, мучила и делала счастливым. Реальное, здоровое, жизнерадостное, восхищенное познание своеобразного русского пейзажа, восторг перед ним сохранил Левитан в своих бессмертных полотнах.
 Чтец:
Мой взгляд теряется в торжественном просторе...
Сияет ковыля серебряное море
В дрожащих радугах,- незримый хор певцов
И степь и небеса весельем наполняет,
И только тень порой от белых облаков
На этом празднике, как дума, пролетает.
 ( А.Н.Майков)
2 ведущий. Художественные склонности в Левитане проснулись рано. В 1873 году 12-летний Исаак подал прошение в московскую Школу живописи, ваяния и зодчества и был принят.
3 ведущий. Застенчивый мальчик вошёл в украшенное колоннами здание на Мясницкой улице, когда училище переживало пору расцвета.
То было знаменательное время в истории русской живописи, когда часть художников ( Перов, Саврасов, Шишкин, Репин, Ге, Крамской и другие) составили Товарищество передвижных выставок и противопоставили себя императорской Академии художеств с её рутиной и формализмом.
Один из самых знаменитых « передвижников» Василий Григорьевич Перов и возглавил в 1871г. Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
1 ведущий. Перов как будто выставил глухие двойные зимние рамы, и в учебные классы с застывшими натурщиками и моделями ворвался разноголосый, пронзительный шум будней реального народного бытия.
За художником в чинное здание на Мясницкой как бы ввалилась ватага его героев - городская голь, тяжёлые на руку становые, важные купцы, пьяненькие попики и монахи. Реакционная газета «Русский мир» просто заходилась от злобы, когда писала о картине Перова «Тройка».
 
(Демонстрируется слайд картины В.Г..Перова «Тройка»)
2 ведущий. А юный Левитан смотрел на изможденные, замерзшие фигуры ребят, везущих вгору тяжёлую кадку с водой, с таким чувством, как будто это написано о нём, о старшем брате Авеле, о сёстрах..
.
 Чтец
Бедная молодость, дни невесёлые,
Дни невесёлые, сердцу тяжёлые!
Глянешь назад - точно степь неоглядная,
Глушь безответная, даль безотрадная.
Нет в этой дали ни кустика зелени,
Всё-то зачахло да сгибло без времени,
Спит, точно мёртвое, спит, как убитое,
Солнышком божьим навеки забытое.
Бедная молодость, дни невесёлые,
Дни невесёлые, сердцу тяжёлые!
Рад бы забыть вас, да что ж мне останется?
Чем моя жизнь при бездолье помянется?..
(И.С. Никитин)
3 ведущий. Детство Левитана окутывает тайна. Он не захотел открыть её ни самым близким друзьм своим, ни даже любимой женщине. Став взрослым, он так неохотно упоминал о своём детстве, что, по выражению Марии Павловны Чеховой, « выходило, как будто у него не было совсем ни отца, ни матери».
«Порой мне казалось даже,- признавалась она,-что ему хотелось забыть об их существовании».
Достоверно одно -детство, отрочество и юность Левитана прошли безрадостно, он много голодал, испытал всю горечь бедности и унижений.
1 ведущий. Единственно светлым воспоминанием детства было общение с природой. Мальчик часто убегал за город, бродил в Сокольниках, в Останкине, на Воробьёвых горах. Юный Левитан уже испытывал те высокие наслаждения, которые потом на всю жизнь станут для него подлинным большим счастьем.
В Школу живописи, ваяния и зодчества мальчик пришёл внутренне подготовленным художником. Ему недоставало только умения выражать свои рано созревшие чувства к красоте земного мира.
2 ведущий. Левитан выделялся среди молодых художников необыкновенным трудолюбием. Он почти не покидал мастерских, работал много и упорно. И товарищи и профессора заметили Левитана с первых лет его пребывания в училище. Скоро этюды и эскизы юноши привлекли к себе пристальное внимание. Левитана считали талантом, ожидая от него в будущем больших успехов.
Особенно это укрепилось тогда, когда юношей заинтересовался Алексей Кондратьевич Саврасов.
3 ведущий. Появившаяся на первой передвижной выставке в 1871г. картина «Грачи прилетели» Саврасова произвела огромное впечатление. Поэтический пейзаж, глубокий по мысли и лирическому настроению художника, поразил совершенно новым отношением к природе, какого не найти до Саврасова ни у кого из русских пейзажистов. А.К.Саврасов выдвинулся в первые ряды художников, в его пейзажную мастерскую в Школе живописи, ваяния и зодчества мечтал попасть каждый ученик.
Демонстрируется слайд картины Саврасова «Грачи прилетели»
1 ведущий. Как-то раз в обычный школьный день - а его Левитан запомнил на всю жизнь- в мастерскую Перова, где первоначально учился юноша, скорее вбежал, чем вошёл, Алексей Кондратьевич Саврасов, улыбаясь и жадно нюхая веточку пушистой вербы.
- Уже распустилась? -спросил Перов, отрываясь от эскиза Левитана и повернув голову к вошедшему.
- Да,-восторженно ответил Саврасов,- я сейчас из Останкина. Всё пошло... Всё двинулось. Верба первая... Ольха в лиловых серёжках... Скоро всей мастерской поедем за город... Я присмотрел хорошие местечки для работы. Вдохните, Василий Григорьевич!
Перов наклонился к вербе.
- Она же ничем не пахнет...
 Саврасов дал понюхать вербу Левитану.. Юноша вдохнул, покраснел и восхищённо пробормотал:
-Я слышу... Верба в Сокольниках распустилась ещё третьего дня...
- Ну вот, единомышленник и нашёлся,- весело подхватил Перов.- Посмотрите-ка на его работу. Может быть, я пейзажистов выращиваю, а не сатириков.
Саврасов пришёл в восторг от работ Левитана. Вскоре юноша стал работать в его мастерской.
2 ведущий. Художественные успехи пока Левитану ничего не давали, кроме хорошего расположения Саврасова, постоянной его поддержки, тёплой и душевной.
Несколько лет подряд юноша ходил в скромном клетчатом пиджачке и в коротеньких брюках, забрызганных красками, заплатанных, утративших свой первоначальный цвет. Левитан не мог даже подумать о постоянном обеде и ужине. В Школе живописи было достаточно бедняков. Левитан даже среди них считался нищим.
3 ведущий. Юноша стыдился своей бедности и скрывал её от всех. Он притворялся весёлым, довольным, беспечным. Никто никогда не слыхал от него жалоб, даже самые близкие друзья.
А жить становилось всё тяжелее. Полуголодный, плохо одетый, Левитан часто не знал, где с наступлением ночи приклонить голову. В поисках ночлега Исаак Левитан переходил из дома в дом по знакомым. Эти ночёвки были горьки и мучительны.
1 ведущий. Порой Левитану негде было ночевать, и он прятался в классе за какой-нибудь мольберт, за штору, чтобы не попасться на глаза сторожу, отставному солдату Землянкину. Прозванный «нечистой силой», хмурый, тот обходил на ночь все здание училища. Порой оставались на ночёвку и другие бесприютные ученики. Но редко кто ускользал от глаз Землянкина. Левитану везло. Он ещё не попадался. Неудачники говорили об Исааке, что его не берёт даже «Нечистая сила».
2 ведущий. Однажды юноша укрылся в натурном классе за сдвинутыми в угол мольбертами. Прижавшись плотно к стене, Левитан загородил ноги большим листом бумаги, подвешенным к ближайшему мольберту.
- Эй, кто тут?- вдруг сердито выкрикнул сторож из коридора. Выкрик застал юношу врасплох, он растерялся и невольно переступил на месте. Бумага зашуршала. Прикреплённый наспех к мольберту лист не удержался и соскользнул на пол.
- Левитан!- удивлённо воскликнул Землянкин. Три ученика в школе - Исаак Левитан, Сергей и Константин Коровины- считались будущими знаменитостями. Их знали все.
Сторож довёл юношу до дверей и вытолкнул его на мороз.
- Нельзя в казённом помещении ночлёжки устраивать,- неумолимо пробурчал Землянкин, поймав просящий взгляд Левитана,- правила не мной установлены. Хоть замёрзни на улице, а я тут ни при чём.
3 ведущий. Да, бедность Левитана была вопиюща и ясна. О его бедности и скрытности ходили по школе фантастические слухи, как и о его необыкновенном даровании, которое заметили и товарищи и учителя ещё в первых робких ученических работах.
1 ведущий. Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения.
С наступлением весны работа там начиналась с петухами, как в деревне.Саврасов умел вызывать в учениках такое же беспокойство и нетерпение, каким был охвачен сам.
2 ведущий. В одно утро, такое тихое, точно в этом мире люди не знали о ветре, ворвался в мастерскую Алексей Кондратьевич.
- Дуб расцвёл!- воскликнул он, задыхаясь.
И сразу вся мастерская ожила, шумно поднялась, загремели передвинутые стулья, мольберты.
- В Измайловский зверинец,- сказал Саврасов.
Через несколько минут, еле успевая за крупно шагавшим впереди Саврасовым, ученики торопились на конку. Левитан бежал за Алексеем Кондратьевичем почти вприпрыжку.
-Время-то, время-то какое!- говорил Саврасов Левитану с нежностью в голосе.- Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши её так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно. В этом - главное. В поэзии. А поэзию природы ты угадаешь тогда, когда полюбишь её всем своим сердцем...
Левитан понимал его с полуслова, верил ему, любил своего резкого и прямодушного учителя.
3 ведущий. И шёл долгий тёплый солнечный день. Стояла какая-то особенная тишина. Словно всё вокруг затаилось и уже больше никогда не шелохнётся. Алексей Кондратьевич и Левитан не разлучались. Они ходили вокруг цветущих дубов, точно около неведомого чуда.
Они писали и рисовали дубы по одному, по два, над водой, на пригорке. Левитан заглядывал в этюдник Саврасова. Алексей Кондратьевич недовольно грозил кистью и сердито бормотал:
- Ищи сам формы. Не подражай. Пускай будет у тебя хуже, но своё.
В тот день Саврасов был в особенном увлечении. Он забыл обо всём на свете, кроме своих двух дубов, широких и мощных, стоявших на солнечной полянке.
-Ну-ка, взгляни, малыш,- сказал усмехаясь Саврасов Левитану,- шумит у меня дуб или не шумит?
Левитан внимательно уставился на полотно, закрыл глаза и открыл.
-Шумит, Алексей Кондратьевич. Могу это вообразить легко...
И они опять работали в молчании, только слышалось прикосновение кистей к холсту.
 
1 ведущий. Левитан знал наизусть почти все русские стихотворения, где встречалось описание пейзажей. Саврасов часто просил его читать. Старый художник затихал, старался осторожнее касаться кистью холста, чтобы не помешать чтецу, в такт кивал головой, никогда не перебивал, а подчас по лицу его текли слёзы. У Левитана срывался голос, огромные глаза не видели...
 
 Чтец. Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.
 
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы
.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
 
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных».
 
 «На что мне тебя?-отвечает младая чинара,-
Ты пылен и жёлт,- и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
 
Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
( М.Ю.Лермонтов)
2 ведущий: Лермонтов, Пушкин, Некрасов, Тютчев, Фет, Баратынский, Майков следовали один за другим. У юноши горели щёки. Он старался работать в такт стихам, делал то замедленные, то ускоренные мазки. Иногда переставал писать и, прижмурив глаза, дирижировал сам себе кисточкой.
Левитан.
Солнце нижет лучами в отвес,
И дрожат испарений струи
У окраины ярких небес;
Распахни мне объятья твои,
Густолистый, развесистый лес!
Чтоб в лицо и горячую грудь
Хлынул вздох твой студёной волной,
Чтоб и мне было сладко вздохнуть;
Дай устами и взором прильнуть
У корней мне к воде ключевой!
Чтоб и я в этом мире исчез,
Потонул в той душистой тени,
Что раскинул твой пышный навес;
Распахни мне объятья твои,
Густолистый, развесистый лес!
( А.А. Фет)
 
3 ведущий. В ту осень Левитан писал в Останкине. Дули северные ветры; останкинские рощи уж много дней наклоняло в одну сторону, поток густой багряной и рыжей листвы не затихал ни днём, ни ночью, шумел, крутился и застилал хладеющую землю шелестящими ворохами.
Картина была почти готова, когда в гости к Левитану зашёл друг - художник Николай Павлович Чехов. Новую картину Левитан показал не сразу.
Инсценизация «Художники у картины»
Чехов.
- Что же ты, Исаак, скрытничаешь! Угощаешь меня одними этюдами, а главное приберегаешь под конец. (Держит в руках и рассматривает картину) Обещаю тебе успех на выставке. Здорово ты подался вперёд. Как ты хочешь назвать пейзаж?
Левитан (нетвёрдо):
- Я ещё окончательно не выбрал названия. Просто подписать «Пейзаж»- это скучно. Может быть, назову «Осенний день» или «Сокольники». Не знаю, право...
Чехов (ставит холст перед собой на свободный стул):
- Я бы тебе не советовал называть одним словом «пейзаж». Такие определения ничего не дают, потом их вспоминают, закрывая глаза, и говорят: «какой-то пейзаж», «какого-то художника». Вещь обезличивается. По-моему, «Осенний день»- хорошо. Конечно, совсем не оригинально. Тысячи этих «Осенних дней», а по существу верно.
Левитан.
- Тебе он нравится? Всё в нём, по-твоему, в порядке или чего-то недостаёт ?
Чехов.
- И нравится, и не совсем. Осенний день я не могу почувствовать вполне... Я догадываюсь... Принудительно догадываюсь... Раз на дорожке листва, по бокам стоят рыженькие деревья - всё ясно: не весна, не лето, а осень. А вот осеннего настроения не воспринимаешь. Пейзаж не живёт своей собственной жизнью. Мне кажется, по аллее надо пустить красивую одинокую женщину в чёрном платье. Я бы так и сделал. Будет центр картины: через это прекрасное создание я пойму, что осенний день грустен...
Левитан (недовольно):
- Но ведь тогда пейзаж совсем перестанет быть самостоятельным.
Чехов.
- Выбирай, что лучше. Ты спрашивал, я сказал, твоё дело решать.
 
2 ведущий. На рождественских каникулах в Школе живописи, ваяния и зодчества была организована ученическая выставка. Левитан представил на ней картину «Осенний день. Сокольники».
( Демонстрируется слайд картины «Осенний день. Сокольники».)
На картине была запечатлена усыпанная опавшими листьями аллея старого парка, по которой тихо идёт изящная молодая женщина в чёрном. Фигуру женщины на картине Левитана написал Николай Чехов.
 Чтец.
Как всё спокойно и как всё открыто!
Как на земле стало тихо и бедно!
Сад осыпается,- всё в нём забыто,
Небо велико и холодно-бледно...
Небо далёкое, не ты ли, немое,
Меня пугаешь своим простором?
Здесь, в этой бедности, где всё родное,
Встречу я осень радостным взором.
Ещё рассеян огонь листопада,
И редкие краски ласково-ярки;
Ещё синицы свищут из сада,
И как им тихо в забытом парке!
И только ночью, когда бушует
Осенний ветер, всё чуждо снова...
И одинокое сердце тоскует :
О если бы близость сердца родного!
 ( И.А.Бунин)
2 ведущий. Картина «Осенний день. Сокольники» принесла Левитану новую и редкую удачу. На ученической выставке её купили.
И сделал это такой покупатель, к чьим приобретениям все относились с живейшим интересом. Это был известный коллекционер Павел Михайлович Третьяков.
3 ведущий. Он приехал на выставку незадолго перед её закрытием. Третьяков подолгу стоял перед каждой картиной, смотрел издали, вблизи, сбоку.
И вот он остановился возле картины Левитана. Долго вглядывался в осенний пейзаж и вдруг, обращаясь к молодому художнику, решительно заявил:
-«Осенний день» я готов приобрести, давайте торговаться. Если не будете дорожиться, сговоримся. Я заплачу столько, сколько пейзаж действительно стоит. Я купил много картин и немного научился, чтобы не передавать художникам и не обижать их.
1 ведущий. Поражённый неожиданной удачей ,Левитан неуверенно произнёс:
- Вы, Павел Михайлович, назначайте сами.
Третьяков недовольно насупился.
- Нет, зачем же так? Художник должен знать себе цену, я никогда сам не назначаю.
Он внимательно всмотрелся в Левитана и понял, что придётся сделать исключение: рядом сидел большеглазый, красивый юноша с алыми щеками, курчавый, мечтательный, его не было на земле, он где-то витал.
-Проведите меня в профессорскую,- попросил Павел Михайлович с усмешкой.- Профессора живописи цену деньгам знают. Они не продешевят. Пусть они от вашего имени торгуются со мной.
2 ведущий. Купив у восемнадцатилетнего Левитана картину «Осенний день. Сокольники», Третьяков внимательно следил за тем, как зрел и расцветал талант художника. Лучшие картины Левитана Третьяков неизменно приобретал в свою коллекцию.
3 ведущий. Сегодня в Третьяковской галерее находятся лучшие полотна И.И.Левитана. Они постоянно приковывают к себе внимание посетителей галереи: о них спорят, ими восхищаются.
1 ведущий. Сейчас мы совершим воображаемую экскурсию в Третьяковскую галерею, остановимся возле некоторых картин великого художника, послушаем рассказ о них наших экскурсоводов.
(Демонстрируется слайд картины Левитана «Вечерний звон»)
1 экскурсовод. В картине «Вечерний звон», изображающей окружённый осенним лесом монастырь у излучины полноводной реки, Левитан как бы приглашает зрителя в благой, лишённый зла мир. Линия реки, течение которой уводит взгляд вдаль, красота вечернего освещения, румянящего и золотящего плывущие по небу лёгкие облака и белые стены монастырских зданий, «эхо» отражений на зеркальной глади воды создают ощущение торжественного и мелодичного звучания картины.
 Чтец. Бывают дивные мгновенья на земле:
Всё дремлет в сказочной, прозрачной полумгле,
Под светом месяца, изменчивым и чудным,
Заснуло озеро, умолкнул шёпот волн,
В пребрежную траву лениво брошен чёлн,-
И всё полно покоем беспредельным.
О, если б всколыхнул вдруг ветер эту тишь!
О, если б зашептал проснувшийся камыш!
Проснулось озеро- и о любви запело!
 О, если б не боясь ни волн, ни страшной тьмы,
Ленивый этот чёлн вдруг отвязали мы
И к счастью полетели смело...
(Т. Куперник)
 
( Демонстрируется слайд картины «У омута» )
2 экскурсовод. Картина «У омута» воплощает совершенно иные переживания. Хотя река, через которую перекинуты брёвна, неширока, преодолеть это пространство , в которое «тянет» композиционное построение картины, оказывается не просто. И в тревожном освещении, и в сырой неуютности низких берегов реки ощущается некая драматическая неразрешённость, усиливающая чувство опасности, которой чреват неверный шаг по скользким позеленевшим брёвнам. Художник как бы включает в нас то странное чувство, когда человек, оказываясь «у бездны на краю», заглядывая в неё, испытывает тёмное и сладкое желание броситься в грозящее гибелью пространство.
1 экскурсовод. Интересна история создания этой картины. Однажды Левитан в компании молодёжи оказался на мельнице в имении Бёрнове баронессы Вульф. Пока его спутники веселились и отдыхали на пикнике, художник бродил около мельничного омута задумчивый и взволнованный. Он достал свой удобный этюдник, ящичек с красками, кисти и начал работу. На пикник пришла баронесса Вульф. Увидав Исаака Ильича за работой, помещица сказала:
-А знаете, какое интересное вы пишете место? Эта мельница с омутом вдохновила Пушкина. Александр Сергеевич часто бывал здесь, услышал одно старинное предание, и ... так зародилась пушкинская «Русалка».
Баронесса рассказала о том, что прадед её был человек очень крутого нрава. Молодой конюший полюбил дочь мельника. Она затяжелела от конюшего. Преступник прдстал перед барским судом. Разгневанный помещик забрил конюшего в солдаты. В тот день, как юношу отправили, девушка утопилась в омуте.
Левитан слушал, волнуясь. Он уже знал, что будет писать большую картину.
Ученик-Левитан. Да, да, я её напишу. И такая картина нужна. Я люблю мельницы, омута возле них. Тысячи людей проходили мимо. Останавливались. Они запомнили какой-нибудь вечер возле такого омута. Запомнили неизгладимо, навсегда. Он им пригрезится снова, и люди вздохнут , может быть, жалея прошлое, может быть, вспомнят о нём со счастливой улыбкой.. Около омута ведь хочется стоять, думать, мечтать...
2 экскурсовод. Левитан создал исключительной силы поэтическое произведение. Оно из таких же счастливых художественных находок, как и пушкинская «Русалка».
Чтец читает стихотворение А.Пушкина «Русалка»
Демонстрируется слайд картины «Владимирка
1 экскурсовод. Многие из товарищей и друзей-художников считали картину«Владимирка» лучшим, что создал гений Левитана. Этот мотив Левитан нашёл совершенно случайно.
Однажды после охоты близ городка Болдино Владимирской губернии Левитан со своей спутницей Софьей Петровной Кувшинниковой вышли на незнакомую дорогу. Охотники заблудились. Был предосенний вечер, серенький, тёплый. Дорога тянулась белой, вытоптанной, обкатанной полосою к далёкому, еле синеющему краю земли
Ученик-Левитан:
-Постойте, да ведь это же старое Владимирское шоссе!Это Владимирка! Та самая Владимирка, по которой гонят на каторгу, в Сибирь, тысячи несчастных людей. Гонят уже больше ста лет. Какие тяжёлые картины человеческого горя видала эта дорога! По ней вместе с колодниками прошли сотни революционеров. Я, кажется, где-то вблизи слышу кандальный звон...
1 экскурсовод. В голосе, в фигуре, в печальных глазах художника Кувшинникова чувствовала большую и острую жалость. Поэтическая панорама изменилась. Исаак Ильич увидел затаённую скорбь. На Владимирском шоссе задумал картину и работал над ней печальный и тоскующий пейзажист-гражданин.
2 экскурсовод. Что такое Левитановская «Владимирка»? Это грандиозный сумеречный вечерний пейзаж какого-то безымянного безлюдного, размытого шоссе, убегающего в серую даль, к серому небу.Невесёлые думы навевает пасмурное небо с плывущими серыми облаками, бросающими тусклые тени на обесцвеченную непогодой землю.
«Владимирка», избитая и истоптанная грубыми башмаками, колодками и скрипучими телегами арестантов, воспринимается как некий шрам, нанесённый историей многострадального народа на прекрасное лицо его земли.
(Звучит 6-я «Патетическая» симфония П.И.Чайковского. Демонстрируется слайд картины «Над вечным покоем»)
1 экскурсовод. Создавая картину «Над вечным покоем», Левитан часами слушал музыку Чайковского, Бетховена, Шопена, Листа. Музыка потрясала и трогала его до слёз.
Картина «Над вечным покоем» насыщена глубокими размышлениями живописца не только о природе, но и о судьбе человеческого сердца, о своей судьбе, о соотношении начал света и тьмы, холода и тепла, вечности и бренности.
Ещё ни одному из русских пейзажистов не выпадало такой славы, какую принесла Левитану картина «Над вечным покоем». Величие художника стало неоспоримым.
В литературе о художнике не раз приводились сопоставления картины «Над вечным покоем» и трагически-лирических симфоний П.Чайковского, а также стихотворения любимого художником поэта Ф.Тютчева «Два голоса».
(Чтец читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Два голоса». )
Демонстрируется слайд картины «Озеро (Русь)»
2 экскурсовод. «Лебединой песней» Левитана стала картина «Озеро.Русь». Одно из самых больших и сложных полотен он создавал тяжело и безнадёжно больным.
Однажды в мастерскую Исаака Ильича зашёл Антон Павлович Чехов. Мастерская оказалась пуста. На мольберте стояла незаконченная картина «Озеро». Антон Павлович залюбовался новой вещью, которую ещё не видал. Чем дольше он смотрел, тем яснее для него становилось, что вода в озере, с синей крупной рябью, дрожала, чуть колебался золотистый тростник; качались в обманчивой глубине вод пронизанные солнцем белые облака, мерцала над озером тёплая бездонная синь. Солнце на картине не было изображено, но невидимый источник света залил широкое, струящееся пространство. Антон Павлович подумал:
Чехов. «Какая здоровая, жизнерадостная и поэтическая картина! Каждый из нас где-то, когда-то видел такое озеро, любовался ослепительной зеркальностью его, хорошо и радостно думал о своей красивой, дивно разнообразной земле. Даже странно, что такую картину создал умирающий мастер.»
Учитель: Великий русский пейзажист Исаак Ильич Левитан умер 22 июля 1900года. Стояло удивительное лето. Сирень цвела два раза. Умирающий Левитан застал начало второго цветения. Окна мастерской и жилых комнат были открыты настежь . В тяжёлых и душных июльских сумерках лиловые и белые цветы свисали почти до самых подоконников. Левитан с усилием подымал голову с подушки, тянулся к окнам и, лёжа на боку, не отрываясь смотрел на свои любимые цветущие кусты.
Шире, грудь, распахнись для принятия
Чувств весенних - минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!
 
Ты, высокое небо, далёкое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зелёное поле широкое!
Только к вам я стремился душой!
(И.Бунин)
 
(Проецируется портрет Левитана)
Чтец: Как со старинного портрета,
-К нам из ван-дейковских времён
В обитель суетного света
Сошёл- и неохотно- он.
Как будто сам носил когда-то
Он чёрный бархатный колет,
Вот так и кажется, что взято
В нём всё из тех далёких лет:
И заострённая бородка
И выраженье тёмных глаз,
Что так рассеянно и кротко
Глядят, не замечая вас.
Покрыты бронзовым загаром
Его суровые черты.
Но всё ж в улыбке есть недаром
Так много детской доброты.
Любовник чистого искусства,
Чуждаясь света и людей,
Другого и земного чувства
Он не таил в душе своей.
Он жить не станет без свободы,
И счастлив он в глуши лесной,
Ему знаком язык природы
И не знаком язык иной.
 
Хроменко Ірина,
вчитель-методист, тренер консультативно-тренінгового центру «Педагог»,
Черкаська обл.
А.Bogosvyatska # 1 жовтня 2011 в 07:47 +1
Дивное переплетение искусств: живопись, музыка, поэзия. Много красок, запахов, движения жизни. Некоторые факты из биографии Левитана были полным открытием: например, нищенское детство и юность, история создания картины "Осенний день. Сокольники". Замечательный сценарий, Ирина, - впрочем, как и всё у вас.

Передплата на журнал "Зарубіжна література в школах України" - найкращий подарунок для вчителя! Індекс видання 90230