"Я для вас звезда..." Мир Велимира Хлебникова

7 червня 2011 - Администратор

Великий чудак, поражавший соприкасавшихся с ним людей необыкновенным талантом поэта и фило­софа, предметом наблюдений и размышлений кото­рого были судьбы народов и цивилизаций, законы раз­вития истории, связь чисел с силами природы, "законы времени" и многое другое, что должно было позволить "заглянуть в будущее", помочь преобразо­вать жизнь всего человечества.

В статье "Учитель и ученик" (1912) Хлебников пи­сал:
"Я не смотрел на жизнь отдельных людей; но я хотел издали, как гряду облаков, как дальний хре­бет, увидеть весь человеческий род и узнать, свойственны ли волнам его жизни мера, порядок и стройность".
Поискам числовых закономерностей он посвятил всю свою жизнь. Отражение этих поисков, их резуль­таты находим в поэтическом наследии Хлебникова: в стихотворениях "Числа" (1912), "Зверь + число" (1915), "Слово о Эль" (1920), "Помимо закона тяготе­ния..." (1921), "Если я обращу человечество в часы..." (1922), поэме "Ладомир" (1920), а также в "сверхповести" "Зангези" (1922) и прозаической мистерии "Скуфья скифа"(1916).
Если я обращу человечество в часы...
Если я обращу человечество в часы
И покажу, как стрелка столетия движется.
Неужели из нашей времен полосы
Не вылетит война, как ненужная ижица?
 
Там, где род людей себе нажил почечуй.
Сидя тысячелетьями в креслах пружинной войны,
Я вам расскажу, что я из будущего чую
Мои зачеловеческие сны.
 
Я знаю, что вы правоверные волки,
Пятеркой ваших выстрелов пожимаю свои,
Но неужели вы не слышите шорох судьбы иголки,
Этой чудесной швеи?
 
Я затоплю моей силой, мысли потопом
Постройки существующих правительств,
Сказочно выросший Китеж
Открою глупости старой холопам.
 
Философские взгляды поэта оптимистичны и гу­манны, однако по характеру своему утопичны. Идеа­лом человеческого общежития ему видится платонов­ское государство ученых и мыслителей. Модель тако­го общества представлена в его социальной утопии "Лебедея будущего" (1918), поэме "Ладомир" (1920), в "Воззвании Председателей земного шара" (1917), ча­стично в стихотворении "Город будущего" (1920) и др. Идеальный мир представляется Хлебникову вели­ким содружеством народов, "единой общиной земно­го шара". Он мечтает о создании "общего письменно­го языка, общего для всех народов третьего спутника Солнца". К человечеству, истерзанному войнами и распрями, обращены его слова:
Люди! Утопим вражду в солнечном свете!
В плаще мнимых звезд ходят я жду
С малых замыслов дети,
Смелых разумов сын.
 
В первобытном обществе, в языческой культуре видел Хлебников проявление в первозданном виде общечеловеческих ценностей, лишенных классовых, национальных и исторических предрассудков. Его со­кровенным желанием было воскресить эти ценности и. вернуть современному обществу. Отсюда глубокий ин­терес Хлебникова к славянской истории, мифологии, фольклору, унаследованный им от матери Екатери­ны Николаевны Вербицкой, историка по образованию, родословная которой велась от запорожских казаков, о чем поэт с гордостью писал в своей "Автобиогра­фии" (1914).Киевская Русь, удельные княжества, "смутное время", Запорожская Сечь, западнославян­ские предания так или иначе отразились в его поэзии.
Написанное до войны
Чу, последний, догоняя,
Воин, дальнего вождя,
Крикнул: "Дам, о князь, коня я,
Лишь беги от стрел дождя!"
 
Святослав, суров, окликнул
Белым сумраком главы,
Длинный меч из ножен вынул
И сказал: "Иду на вы!"
 
Мифы для Хлебникова были зеркальным отраже­нием представлений древних славян о природе, ее стихиях, разуме, красоте. Лешие, русалки, ведьмы, вилы... эти и другие образы языческого мира стано­вятся персонажами его поэтических легенд.
Зеленый леший бух лесиный...
Зеленый леший бух лесиный
Точил свирель,
Качались дикие осины,
Стенала благостная ель.
 
Лесным пахучим медом
Помазал кончик дня
И, руку протянув, мне лед дал,
Обманывая меня.
 
Необыкновенной образностью и выразительнос­тью, непреходящей свежестью и правдивостью при­влекал поэта славянский фольклор. Народные песни, сказки, заговоры, заклинания стали источником его вдохновения. Читая хлебниковское стихотворение "Кому сказатеньки..." (1908-1909), невольно вспоми­наешь сказку о Царевне-лягушке:
Кому сказатеньки1,
Как важно жила барынька,
Нет, не важная барыня,
А, так сказать, лягушечка:
Толста, низка и в сарафане
И дружбу вела большевитую
С сосновыми князьями.
И зеркальные топила
Обозначили следы,
Где она весной ступила,
Дева ветреной воды.
 
1. Вся эта "заумь" не выдумана Хлебниковым, а заим­ствована из книги известного фольклориста И. Сахарова
"Сказания русского народа" (СПб., 1836).
 
Следует отметить особый интерес Хлебникова к языческим заговорам и заклинаниям, которые служи­ли основой создаваемой им так называемой "зауми". Вспомним песню русалок из "Ночи в Галиции" (1913):
И а ио цолк.
Цио иа паццо!
Пиц пацо! Пиц пацо!
И о и а цолк!
Дынза, дынза. дынза!
 
Или речитатив ведьм:
Шагадам. магадам. выкадам.
Чух, чух, чух.
Чух.
 
Поместив в драматическую зарисовку ремарку: "Русалки держат в руках учебник Сахарова и поют по нему", поэт не столько ссылался на источник своей "зауми", сколько предлагал читателям познакомиться с таинственным и прекрасным миром языческих веро­ваний. Большой знаток славянских языков, поэт вошел в историю русской литературы как непревзойденный экспериментатор. Его друзья-футуристы восторга­лись упорством и неистощимостью при эксперимен­тировании над словом и удивлялись тому, с какой лег­костью возвращал он поэтическому языку образность первобытного мышления, изначальную конкретность.
Ученик-ассистент читает:
"Словотворчество враг книжного окаменения языка и, опираясь на то, что в деревне около рек и ле­сов до сих пор язык творится, каждое мгновение со­здавая слова, которые то умирают, то получают право бессмертия, переносит это право в жизнь писем. Но­вое слово не только должно быть названо, но и долж­но быть направленным к называемой веши. Словот­ворчество не нарушает законов языка. Другой путь словотворчества внутреннее склонение слов. Если современный человек населяет обедневшие воды рек тучами рыб, то языководство дает право населить но­вой жизнью, вымершими или несуществующими сло­вами оскудевшие волны языка. Верим, они снова за­играют, как в первые дни творения" (Хлебников В. В. Наша основа).
Программным стихотворением Хлебникова-экс­периментатора было "Заклятие смехом" (1908-1909). Используя префиксальные и суффиксальные возмож­ности языка, Хлебников из одного слова (корня) "смех" создал экспрессивное, похожее на языческий заговор стихотворение, демонстрирующее красоту и силу славянской речи.
Не будет преувеличением назвать поэта самым славянским в русской литературе XXвека. Критики, обвинявшие Хлебникова в чрезмерном словотворчес­тве, забывали о том, что русский язык не ограничива­ется понятием "литературный", а включает в себя и многочисленные говоры и диалекты, и элементы речи различных социальных и профессиональных групп, и др. А поэт всегда помнил об этом, бережно собирал и хранил в кладовой своей памяти самоцветы народно­го языка, чтобы однажды извлечь и показать людям. Желая быть понятым теми, кто будет после него, Хлеб­ников оставил своеобразное завещание (его иногда называют хлебниковским "Памятником"), в котором дает ключ к пониманию своим произведений:
Еще раз, еще раз
Я для вас
Звезда.
Где моряку, взявшему
Неверный угол своей ладьи
И звезды:
Он разобьется о камни,
О подводные мели.
Горе и вам, взявшим
Неверный угол сердца ко мне:
Вы разобьетесь о камни.
И камни будут надсмехаться
Над вами,
Как вы надсмехались
Надо мной.
А.Bogosvyatska # 7 жовтня 2011 в 19:24 +2
Магия чисел, ворожба языческих заклинаний и заговоров, утопические мечты о будущем городе-Солнце - таким раскрывает Велимира Хлебникова Виктор Рогозинский: красиво, самоцветно, лаконично. Каждый способен увидеть только своё. И поэтому творчество каждого писателя, художника - личностно ориентировано. Для меня Хлебников почему-то - вот это стихотворение:

А мне для счастья
Надо очень мало:
Краюху хлеба и каплю молока.
Да это небо.
Да эти облака.
hala # 6 листопада 2011 в 22:38 0
Как  красиво написано, с любовью и восхищением! Оставаться равнодушным нельзя, и хочется перечитать стихи поэта:
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.

Передплата на журнал "Зарубіжна література в школах України" - найкращий подарунок для вчителя! Індекс видання 90230