fbpx

в школах України

Слово об античности

Леонид Шкаруба

Много есть в природе сил,
Человек их всех чудесней.
Софокл
Исторические границы античной цивилизации охватывают около полутора тысяч лет – с Х в. до н.э. до У в. н.э., это древняя Греция и Древний Рим периода рабовладения. Географический центр античной цивилизации – бассейн Средиземного моря, Средиземноморье. Зародившись на островах Эгейского моря и южной части Балканского полуострова, античная цивилизация усилиями колонистов и мореплавателей распространяется в бассейне Черного моря и в направлении Гибралтарского пролива. Походы Александра Македонского продвинули границы античной цивилизации Далеко на восток (до Инда) и на юг, включая Египет. С возвышением Рима к античности приобщается Северная Африка, народы Пиренейского полуострова, германские и галльские племена, часть Британии. Географические границы античной цивилизации важно иметь в виду, чтобы подчеркнуть роль в ее развитии не только греков и римлян, но и многих других народов, оказавшихся втянутыми в ее орбиту; других примеров такого плодотворного сотрудничества и влияния, осуществлявшегося в таких грандиозных масштабах, Древний мир не знал.

Древняя Греция предложила принципиально новую форму общественно- политического устройства – демократию, тогда как Древний Восток культивировал рабовладельческую деспотию. Восточный тип общества можно назвать цивилизацией закрытого типа: в ней человек находится под жестким контролем со стороны деспотического государства, масштабы государства и человека несоизмеримы. В архитектуре и скульптуре идея такого типа цивилизации выражается в применении громадных масс материала, несоизмеримого с размерами человеческого тела. Человек рядом с пирамидой Хеопса ничтожен, он подавлен Большим сфинксом фараона Хефрена, потерян в лесу мощных колонн храмов Карнака и Луксора. В восточной деспотии человек не предоставлен самому себе, его ожидают ограничения на каждом шагу, его движение направляется стеной, дорогой. В этом отношении символичен Лабиринт – дворец в районе Фаюмского оазиса. Как известно, образ Лабиринта появился в греческой мифологии, но Тезей нашел выход из Лабиринта, а из египетского Лабиринта никто и не искал выхода, что наглядно характеризует разные типы древних цивилизаций. Всесильное жреческое сословие контролировало все стороны духовной жизни древнеегипетского общества в отличие от Греции и Рима

Публичное обсуждение основных вопросов жизни полиса и принятие коллективных решений означает доверие к человеку, учет его мнения. Участие в работе суда по очереди означает, возможно, высшую степень доверия человеку, достигнутую античностью. Древнегреческий храм, как впоследствии и древнеримский, не обносится стеной, как было в Египте, и доступен каждому гражданину. Полис заинтересован в развитии способностей гражданина и создает для этого соответствующие условия. Мифотворчество носит свободный характер и не регулируется жреческой кастой. Греческая архитектура через архитектурный ордер соотнесена с масштабами человеческого тела. Человек является центром греческой цивилизации.

Древнеримская цивилизация прошла два основных этапа развития: период Республики и период Империи. Рим республиканского периода развивается по полисному типу, а императорский Рим синтезирует государственный опыт восточных деспотий с демократическим обществом. Если античная Греция ориентируется на человека, то римская цивилизация направлена преимущественно на гражданина.

Античная цивилизация, особенно греческая, достигла уникальных успехов во всех областях человеческой деятельности, заложив тем самым основы европейской  культуры. Достаточно сказать, что именно в Древней Греции сформировался идеал гармонически развитого человека, переданный последующим эпохам.

В то же время не следует идеализировать античность, несмотря на ее несомненные достижения. Это было рабовладельческое общество, в котором раб в принципе не считался человеком, а только говорящим орудием труда, по выражению величайшего энциклопедиста Античности Аристотеля. Как бы ни был внешне красив раб, он безобразен, потому что раб. Раб не имел имени – только кличку. Для большей части греческих полисов Греции и для Рима характерно почти полное бесправие женщин – Античность в принципе является мужской цивилизацией, терпевшей женщину по необходимости. Греки, а потом римляне с удивительным высокомерием относились ко всем иным народам. Все негреки – варвары, даже на римлян греки смотрели свысока. Эти образованные греки приносили человеческие жертвы. Накануне Саламинского сражения с персами лидер греков Фемистокл собственноручно задушил нескольких знатных пленников-персов. Просвещеннейший лидер Греции периода расцвета Перикл организовывал военные экспедиции против городов, отвергавших гегемонию Афин; в ходе этих операций по взятии города отрубались большие пальцы правой руки у мужчин и юношей – чтобы не могли держать в руке оружие. Греки не стеснялись утверждать демократию силой оружия, как позднее римляне простирали свою железную руку над всеми народами. Словом, как пишет А.Боннар, «Греция искусств и разума», «розово-голубая Греция, Греция-конфетка» «вымазана землей», пахнет потом и «перепачкана кровью», не говоря уже о Риме.

 

 ЩИТ АХИЛЛЕСА

Древнегреческая литература не является самой древней: как минимум, за два тысячелетия до нее развивались литературы Древнего Египта, Месопотамии (не будем забывать, что в то время, когда на берегах Нила, Тигра и Евфрата развивались мощные цивилизации, в Европе был еще каменный век), несколько позднее, но тоже до греческой литературы набрали силу хеттская и хурритская литературы, угаритско-финикийская, древнекитайская, древнеиранская и древнееврейская литературы. Но, в отличие от своих предшественниц, древнегреческая литература самая многожанровая, в ней сформировались почти все будущие жанры европейской словесности. Античность не только создала эпические, лирические и драматические жанры, но и осмыслила их теоретически.

Началом всех начал для античной литературы и культуры является гомеровский эпос – его можно назвать литературным Нилом Древней Греции, по берегам которого раскинулись сады древнегреческой словесности, а той каплей, в которой отразилось все богатство и многообразие греческой литературы, можно считать знаменитое описание щита Ахилла в «Илиаде».

Ахилл «Ахиллес) – один из главных героев поэмы о Троянской войне, отказавшийся в начале произведения от участия в военных действиях из-за гнева на предводителя ахейцев Агамемнона и вновь выходящий на поле брани после смерти своего друга Патрокла. Мать Ахилла, морская богиня Фетида, просит бога кузнечного мастерства Гефеста выковать для ее сына новые доспехи.

Следуя «замыслам творческим», сначала Гефест

… землю представил и море,

Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц,

Все прекрасные звезды, какими венчается небо;

Видны в их сонме Плеяды, Гиады, и мощь Ориона,

Арктос, сынами земными еще колесницей зовомый;

Там он всегда обретается, вечно блюдет Ориона

И единый чуждается мыться в волнах Океана.

Это картина гармоничного, прекрасного мира, созданного богами, тот космос, в котором, как в материнском лоне, развивается греческая цивилизация.

Далее Гомер спускается с дивно устроенного неба на землю, к людям. Изображение мира людей начинается с рассказа о жизни двух городов «ясноречивых народов» (очень любопытен эпитет «ясноречивых» – не воинственных, могучих, а именно «ясноречивых», т.е. владеющих ясной речью, словом – в этом их главное достоинство; всю греческую цивилизацию можно назвать тоже ясноречивой).

«В первом, прекрасно устроенном», видны «браки и пиршества»: невест провожают из чертога при блеске светильников, поющие юноши кружатся в плясках, раздаются «лир и свирелей веселые звуки». Первая земная картина наполнена радостью бытия.

Следующая сцена в этом же городе – спор двух людей «о цене, мзде за убийство». Спорящих поддерживают граждане, но последнее слово принадлежит уважаемым «старцам градским», не одному судье, а коллективному органу, как и должно быть в демократическом обществе.

Другой город «облежали две сильные рати народов», осажденным помогают боги Арей и Паллада. Эта сцена заканчивается схваткой вооруженных воинов:

Строем становятся, битвою бьются по брегу речному;

Колют друг друга, метая стремительно медные копья.

Следующий сюжет совершенно мирный – обработка тучной пашни, далее следует жатва, приготовление трапезы. Затем Гефест изображает «отягченный гроздием сад виноградный», в котором идет сбор урожая под звуки «звонкорокочущей лиры». Идет стадо волов в сопровождении пастырей и девяти «псов быстроногих». На стадо нападают львы и терзают поверженного вола, отгоняя нападающих собак. В тихой долине под кровлей хлева собрались среброрунные овцы. В заключение «Гефест знаменитый извил хоровод разновидный»: юноши и цветущие девы пляшут, «в хор круговидный любезно сплетяся руками».

Купа селян окружает пленительный хор и сердечно

Им восхищается; два среди круга их головоходы,

Пение в лад начиная, чудесно вертятся в средине.

Итак, божественным трудом Гефеста представлены главные природные стихии, картины мирного труда, разнообразного быта города и деревни, военный сюжет занимает значительно меньше места, чем мирная жизнь. Щит поистине удивителен мастерством изготовления и представленными на нем сценами. Логичнее было бы ожидать, что предназначенный для боя щит должен быть страшным, отпугивать противника (например, молодой Леонардо да Винчи, выполняя щит на заказ, изобразил дракона, изрыгающего пламя, – это действительно щит для боя!), но вместо этого – совершенно мирный щит, не предназначенный для того, чтобы принимать удары и отражать их: не должна подниматься рука на свадьбу, пахоту, жатву, хоровод. Гомер прежде всего поэт мирного бытия.

На щите представлены и различные виды искусства и в современном, и в античном понимании (как всякая красивая, по законам гармонии осуществляемая деятельность): искусная пахота, ведущаяся по правилам тактики оборона города, красивая жатва, искусство слова в суде, приготовление хлеба – и все это под звуки музыки, определяющей художественный ритм всего щита и – шире – всей греческой цивилизации. Занимающая на щите незначительное место оборона города перерастает в вооруженные действия по взятию и обороне Трои.

Таким образом, описание щита Ахилла является «Илиадой», эпосом в миниатюре, содержащей к тому же в зародыше лирический род – пение и танцы в сопровождении музыкальных инструментов, и драматический – осада города, нападение львов на стадо. Гомеровский эпос органично включает лирику и драму, которые вскоре отделятся от эпической почвы, взрастившей их, и обретут самостоятельное существование в творчестве Архилоха, Солона, Эсхила, Софокла , Эврипида и других поэтов.

 

Коментарі

Анна-Мария Богосвятська: Отличный комментарий описания щита Ахилла. Это место “Илиады” может стать даже темой отдельного урока, ведь задача учителя – найти такую деталь, через которую можно было раскрыть и всё произведение, и мировоззрение автора, и даже целую эпоху (такой творческий приём часто использовал на своих уроках ленинградский словесник-новатор Евгений Николаевич Ильин).

 

Гала: Леоніде Михайловичу! Знаю Вас як чудового фахівця і гарну людину. Як і ви, закохана в Античність. Дякую за статтю: як завжди, цікаво і пізнавально. І як добре,  що ви не перестаєте популяризувати тему.
Ваша давня шанувальниця і колега по МАН

Черговий номер

Новини

Copyright © Журнал "Зарубіжна література в школах України"

Розробка сайтів студія “ВЕБ-СТОЛИЦЯ”