Своеобразие поэзии Федерико Гарсиа Лорки

Автор: Фурсенко Ольга Федорівна, вчитель «Школа будущего» м. Ялта
Презентация к уроку
Fursenko_Lorka

 


(Демонстрация слайда 1). Объявление учителем темы и цели урока.
ТЕМА. Своеобразие поэзии Федерико Гарсиа Лорки
Цель урока: раскрыть особенности мировосприятия в поэзии одного из представителей западноевропейского модернизма;
развивать навыки выразительного чтения и интерпретации стихотворений;
воспитывать любовь к поэтическому слову.

(Демонстрация слайда 2).
Учитель. Прочитаем слова Ф.Г.Лорки о человеческом голосе

«Я люблю человеческий голос. Одинокий человеческий голос, измученный любовью и вознесённый над гибельной землёю. Голос должен высвободиться из гармонии мира и хора природы своей одинокой ноты»
Федерико Гарсиа Лорка

Можем ли мы только по одной этой цитате что-то сказать о творческом кредо поэта?
Какие слова в этой фразе ключевые?
Ученики. (Любовь, голос, земля, гармония, мир, хор, природа, нота).
Учитель. Каждое из этих слов имеет отношение к жизни и творчеству Федерико Гарсиа Лорки.
Познакомимся с биографией этого необыкновенного и пока неизвестного для вас поэта.
(Просмотр фильма).
Вернемся к нашим ключевым словам, Можем ли мы теперь сказать, что все они, так или иначе, связаны с творчеством поэта? А теперь проведем исследование о том, как они проявляются в конкретных произведениях автора.
Заметим, что Ф.Г.Лорка – представитель западноевропейского сюрреализма, поэтому чтобы понять своеобразие его произведений, необходимо вспомнить особенности творческих принципов этого литературного течения. (Демонстрация слайда 3).
Стихотворение «Флюгер» открывает сборник «Книга стихов» (1921 г.), это дебют поэта и одновременно его можно считать программным стихотворением. (Демонстрация слайда 4).
Прочитаем его. (Читает учитель. У учеников на партах тексты стихотворения)
Флюгер
Ветер, летящий с юга,
Ветер, знойный и смуглый,
Моего ты касаешься тела
И приносишь мне,
Крылья раскинув,
Зерна взглядов, налитых соком
Зреющих апельсинов.
Обагряется месяц,
И плачут
Тополя, склоняясь пред тобою,
Только ждать тебя надо подолгу!
Я свернул уже ночь моей песня
И поставил ее на полку.

Обрати на меня вниманье,
Если нет и в помине ветра,-
Сердце, закружись,
Сердце, закружись!

Летящая с севера стужа,
Медведица белая ветра!
Моего ты касаешься тела,
И в плаще
Капитанов бесплотных
Ты хохочешь
Над Алигьери
И дрожишь
От восходов холодных.
Ветер, шлифующий звезды,
Ты приходишь с таким опозданьем!
Потерял я ключи от шкафа,
И зарос он
Мхом первозданным.

Обрати на меня вниманье,
Если нет и в помине ветра,-
Сердце, закружись,
Сердце, закружись!

Бризы, гномы и ветры,
Летящие ниоткуда.
Мотыльки распустившейся розы
С пирамидальными лепестками,
Затененные чащей лесною,
Флейты,
Поющие в бурю,
Расстаньтесь со мною!
Тяжкие цепи сдавили
Память мою до боли,
И птица, что щебетом звонким
Умеет расписывать вечер,
Томится теперь в неволе.
Минувшее невозвратимо,
Как будто кануло в омут,
И в сонме ветров просветленных
Жалобы не помогут.
Не правда ли, тополь, искусник бриза?
Жалобы не помогут.

Обрати на меня вниманье,
Если нет и в помине ветра,-
Сердце, закружись,
Сердце, закружись!
(Пер. Я. Серпина)

Какое впечатление произвело на вас произведение?
Что показалось непривычным в прослушанном стихотворении?
Назовите художественные образы, используемые автором.
(Высказывания учащихся)
Комментарий учителя. В композиции стихотворения используются строфы с рефренами, что напоминает песенное построение, когда припев чередуется с запевом.
Обращает на себя внимание, что образы месяца, тополей, стужи, звезд, розы, флейты тесно связаны между собой.
Здесь обнаруживается свойственный автору пантеизм, который стал основой его поэтической манеры
Как вы думаете, что символизируют образы ветра и флюгера?
Комментарий учителя.
Ветер – символ природной стихии; флюгер – лирический герой.
Связь памяти сердца с ветром времени – это вечные вопросы бытия, волнующие людей разных стран в разные исторические эпохи. Конечно, упоминание имени автора «Божественной комедии» отсылает читателя к размышлению о быстротечности жизни и о вечных человеческих ценностях, которые незыблемы и постоянны, как незыблемы законы природы.
Поэт говорил: «Я искренне удивляюсь, когда утверждают, что образы, которыми полны мои произведения, – плод моей творческой дерзости, поэтической смелости. Нет, все они точны в мельчайших деталях и кажутся необычными только потому, что не так уж обычно в нашей жизни нехитрое умение видеть и слышать…»
Один из основных принципов метафорического преображения мира у Лорки – постоянное смешение живой и неживой природы. Явления природы, человек и даже абстрактные понятия – все живет, борется, страдает, умирает.
Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт в данном стихотворении? (Работа в парах)
Обобщение поисковой работы учащихся.

Совершенно неожиданны метафоры:
«я свернул уже ночь моей песни и поставил ее на полку»;
«летящая с севера стужа,
«медведица белая ветра»
«зерна взглядов»
«мотыльки распустившейся розы»

Многочисленны эпитеты:
«знойный и смуглый» ветер;
восходы «холодные»;
ветер, «шлифующий звезды» ;
мох «первозданный»;
флейты, «поющие в бурю»;
«тяжкие цепи» и др.

Олицетворение:
«плачут тополя»,
«Летящая с севера стужа,
Медведица белая ветра!
Ты хохочешь
Над Алигьери
И дрожишь»
Учитель. Истоки многих поэтических творений лежат в фольклорной традиции родной для Ф.Г.Лорки Андалузии.
(Демонстрация слайда 5).
Прослушаем одно из самых популярных стихотворений поэта «Гитара» в исполнении артиста театра и кино И.Кваши. (Демонстрация слайда 6).
Выполним задания, предложенные на слайде.
Учитель. Душа песни – это и леденящий сердце крик, которым врывается в перезвон гитары крик, пронзающий «навылет молчанье гор» и вспыхивающий черной радугой в лиловой ночи, в которой «тьму горизонта обгладывают костры».
(Демонстрация слайда 7). Прочитаем стихотворение «Крик».
Крик
Крик полукружьем
от склона
до склона пролёг.

Черною радугой
Стянут
Сиреневый вечер.

Ай!

По струнам ветров
Полоснул
Исполинский смычок.

Ай!

(Цыгане в пещерах
Прикрыли ладонями свечи.)
Ай!

(Пер. Б.Дубина)
Подводя итог рассмотрению произведений из сборника «Поэма канте хондо», сделаем запись в тетради цитат Ф.Г.Лорки, размещенных на слайде 8
(Демонстрация слайда 8)
Учитель. А теперь обратимся к образцу пейзажной лирики поэта. Прочитаем стихотворепие «Пейзаж»

(Демонстрация слайда 9)
Пейзаж
Масличная равнина
распахивает веер,
запахивает веер.
Над порослью масличной
Склонилось небо низко,
И льются темным ливнем
Холодные светила.
На берегу канала
Дрожат тростник и сумрак,
а третий – серый ветер.
Полным – полны маслины
Тоскливых птичьих криков.
О, бедных пленниц стая!
Играет тьма ночная
их длинными хвостами.
(Пер. М.Цветаева)

Изображение картины природы содержит образы – символы:
Назовите образы, которые встретились нам в этом стихотворении?

(Небо; сумрак; маслины; светила; ветер; стая птиц; ночь).
Комментарий учителя.
Природа у Гарсиа Лорки одухотворена, человек и окружающий мир неразделимы. Природа в его стихах приобретает величественный космический масштаб.
Мир в поэзии Лорки предстает в своей поэтической цельности и гармонии. Человек и природа в нем настолько неразрывно связаны, что природа оказывается очеловеченной, а человек мыслится лишь как частичка космоса.

Лорке как художнику менее всего присуща описательность. Поэт предпочитает эмоциональный намек, создающий лирическую атмосферу действия, а сами события предстают под едва уловимым покровом тайны. Каждое стихотворение – это огромный поэтический мир, но вместе с тем это и приглашение к творчеству, которое будит воображение читателя, позволяет ему поэтически доказывать недосказанное.

(Демонстрация слайда 10).
Стихотворение «Прелюдия» поможет нам поговорить о творческих связях людей искусства, которые находят отражение в произведениях, созданных благодаря их общению друг с другом. Они получают от своих друзей-единомышленников импульс для создания собственных шедевров.
Послушаем музыкальную прелюдию французского композитора конца 19 – начала 20 века Клода Дебюсси «Лунный свет».
А теперь прочитаем стихотворение Ф.Г.Лорки, написанное под впечатлением этой чудесной музыки.

(Демонстрация слайда 11)
Учитель. Перед вами стихотворение «Дебюсси», прочитаем его.
(Чтение стихотворения учеником).
Комментарий учителя.
Композитор – импрессионист не стремился в выборе близких ему тем, связанных с картинами природы, к чисто изобразительному решению (то есть к точному конкретному музыкальному изображению явлений окружающего мира). Для него проблема красочности и колорита всегда связывалась с передачей определенного настроения, ощущения и своего собственного отношения к тому или иному поэтическому образу.
В этом ключе создано и стихотворение Ф.Г.Лорки, посвященное другу.

Талант Лорки проявлялся и в области живописи. Оригинальность Лорки- художника представляет нам его друг-художник С. Дали.

(Демонстрация слайда 12)
В сборнике «Цыганское романсеро» (1928 г). Мы встречаем великолепные испанские романсы, в которых органически слились эпическая, лирическая и драматическая традиции фольклорной поэзии, придав стихотворениям Лорки неповторимое своеобразие. Главный персонаж – «слезная Андалузия». Один жандармский полковник подал на поэта в суд, обвинив автора в «оскорблении Жандармерии посредством романса». Комендант Гранады заявил, что Лорка нанес власти «больше вреда пером, чем иные пистолетом». Подтверждением этому – хотя бы этот отрывок из стихотворения. (Демонстрация слайда 13).
Запись в тетради основных мотивов поэзии Лорки. Прочитаем стихотворение «Memento». (Демонстрация слайда 14).
Какой поэтический прием, свойственный манере автора, особенно впечатляет нас?
Учитель. Основная идея поэтического мироощущения Ф.Г.Лорки: мир основан на контрастах (жизнь – смерть, свет – тьма, любовь – ненависть). Предчувствием собственной смерти наполнены стихи поэта. Но умереть – для Ф.Г.Лорки не значит исчезнуть навсегда, земная смерть – растворение в природе и обретение вечной жизни. (Демонстрация слайда 15).
Домашнее задание. Проанализировать стихотворение «Прощание» и подобрать созвучные этому стихотворению музыкальные и живописные произведения.

Черговий номер

Зміст №6, 2018

Редакційна вітальня «Мене надихають діти». Ексклюзивне інтерв’ю Ольги Горобченко. . . . . . .2 Фахові проблеми Практика роботи …

Новини

Copyright © Журнал "Зарубіжна література в школах України"

Розробка сайтів студія “ВЕБ-СТОЛИЦЯ”