в школах України

Роман Д.Дефо – книга о безграничных возможностях, о созидательной деятельности и стойкости человека в исключительных обстоятельствах

Автор: Гатеж Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы Константиновской общеобразовательной школы-интерната I-II ступеней №1, Донецкая обл.
Презентация к уроку

Gatej_Defo

https://zl.kiev.ua/wp-content/uploads/2017/04/Detskaya-studyya-Zorepad-Amazonky.mp3?_=2

Цели урока:
Воспитательные:
Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и осмыслению произведений.
· Развитие социальной, информационной, поликультурной компетентностей; развитие умений, необходимых для успешного взаимодействия между учащимися, имеющими расхождение во взглядах;
Развивающие:
Способствовать развитию интереса к литературе, а также к такому жанру в мировой литературе, как “робинзонада”. Помогать развитию речевых и аналитических навыков.
формировать здоровый образ жизни
Образовательные:
Познакомить учеников кратко с биографией Д. Дефо. Добиться усвоения художественного текста изучаемых глав романа “Приключения Робинзона Крузо”.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация ;аудио записи; иллюстрации учеников к роману Даниеля Дефо, листы бумаги А-4, карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы.
Методические приемы:
Методика «Настроение», викторина, составление кластера, инсценировка эпизода романа.
Тип урока: Урок применения знаний и умений
Форма проведения: Урок-игра

Ход урока
 
I. Организационный момент.
Методика «Настроение»
Цель: задать моральный настрой учащихся
-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!
Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

II. Рефлексия
«Три лица».
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Вступительное слово учителя о путешествиях и приключениях.

 III. Сообщение темы и цели учащимся.
Сообщение ученика о создании романа и прототипах героя*
Слово учителя.
Итак, прототипом образа Робинзона стал английский моряк Селькирк. Но есть у Робинзона еще один прототип – это сам Дефо.
Робинзон старше Дефо почти на 30 лет. Когда уже немолодой Робинзон со значительными средствами, опытом и обширными деловыми планами высаживается на родном берегу, в Лондоне уже действует 28-летний Дефо, купец с образованием, кормилец обширного семейства, вольный гражданин города Лондона, глава небольшой церковной общины, публичный оратор, рискующий как в политических играх, так и на скачках и петушиных боях.
– Вы уже кое-что знаете о Даниэле Дефо. Как вы думаете, какие черты его личности позволяют утверждать: писатель является одним из прототипов своего героя?
(Любовь к жизни и упорство в преодолении препятствий)
Реальные факты легли в основу романа, у героя книги есть реальные прототипы. Но Дефо был писателем. То есть он творчески осмыслил поразившие его факты:
Если Селькирк провел на острове 4 года и 5 месяцев, то Робинзон – 28. Автор сознательно поставил своего героя в тяжелейшие условия. Причем его герой после всех испытаний остался цивилизованным человеком.

IV. Работа по теме урока.
1. Слайд «Портрет».
Пересказ статьи учебника «Даниель Дефо». (Опрос индивидуального домашнего задания).

2. Работа по тексту.
На доске записаны опорные слова: оптимизм, трудолюбие, стойкость, мужество, способность не поддаваться обстоятельствам.
Работа над непонятными словами, встречающимися в 6 главе: стеньга, рея, галлон, канонир, ярд.
Беседа по вопросам: / с использованием текста романа/.
(Звучит аудиозапись: шторм на море)
Вы снова слышите то, что слышал и Робинзон. Представим: один во всем мире, вырванный из привычной жизни, такой маленький и слабый по сравнению с морем человек…
– Что он чувствовал, осознав свое положение? /Поначалу – отчаяние, тоску/
– Как назвал он свой остров? /Остров отчаяния/.
– А что он стал делать, осознав своё положение? /Обустраиваться на острове/.
– Робинзону Крузо неслыханно повезло. В чем? /Корабль его прибило к острову/.
– Что прежде всего было взято с корабля?
– «Ненужный хлам! Зачем ты мне теперь?» – о чем это говорит Робинзон? И почему? /Деньги, чья ценность оказывается условной/.
– О чем сожалел герой?
– Можно ли употребить выражение: «Слезы никогда не прекращают несчастий» в современной жизни? Какая пословица есть в русском языке, соответствующая этому выражению?(Слезами горю не поможешь)

– Докажите примерами упорство этого человека
– Как изменился Робинзон за 28 лет одиночества? Чему он научился?
/Он научился добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира, сыр и масло из козьего молока, посуду из глины, мебель и дом, обрабатывать шкуры, плести корзины, печь хлеб, возделывать землю и т. д. А главное – он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию/.
– Можете ли вы назвать главное, на ваш взгляд, качество Робинзона, которое помогло ему не только выжить, но и остаться человеком, даже стать лучше, чем раньше? /Трудолюбие/.
3. Составление кластера

4. «Три лица».
Цель: проверить эмоциональное состояние учащихся

5. Физминутка
Цель: обеспечить физическую разгрузку учащихся.

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

6. Инсценировка
. – А что вообще это за личность, мистер Робинзон? Если говорить о книге – то это герой положительный или отрицательный?
(Положительный герой – это герой, у которого сильно нравственное начало, герой, способный подать пример высокой нравственности, преподать нам, читателям уроки добра).
Ученики высказывают свое мнение
– Среди нас есть человек, который знает Робинзона куда лучше нас. Это его верный слуга Пятница.
Инсценированный рассказ Пятницы от первого лица
– Скажи, Пятница: твой господин – хороший человек?
– А теперь давайте послушаем самого мистера Робинзона.

7. Восприятие учебного материала.
Объяснение правил игры «Вместе мы – сила!»
Учащиеся объединяются в 2 группы, которые располагаются в разных концах класса.
Представьте себе, что каждая из групп – отдельная цивилизация. Первая группа представляет цивилизацию, созданную Робинзоном Крузо, вторая– вымышленная цивилизация. Необходимо:
1) Представить свою цивилизацию, придумав ей название, географическое положение, природные ресурсы, население, систему правления и обороны, законы, по которым живет цивилизация, ее культурные особенности. (15 м)
2) Распределить между участниками в каждой группе роли парламентеров в цивилизации. (2-3 чел)

8. Физминутка
Игра-разминка «Австралийский дождь»
Цель: обеспечить психологическую разгрузку учащихся.
(Ученики становятся в круг)
Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующее:
– В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
– Начинает капать дождь. (Щелканье пальцами)
– Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
– Начинается настоящий ливень. (Хлопки по ногам).

– Но что это? Буря утихает. (Хлопки по ногам).
– Стихает дождь. (Хлопанье ладонями по груди).
– Редкие капли падают на землю. (Щелканье пальцами).
– Солнце! (Руки вверх).

9. Подведение итогов
– Вы говорили, что вам понравился этот роман. А почему? Научил ли вас чему-либо пример Робинзона?
– Современна ли эта книга?
– Правы ли те исследователи, которые считают роман «Робинзон Крузо» гимном Человеку? Обоснуйте свою точку зрения.
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: «Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой».

10. Заключительное слово учителя.
В герое романа Д. Дефо, как мы с вами убедились, сочетаются и положительные, и отрицательные качества. Потому он нам и интересен. И тем более важно, что именно обычный человек, подобный нам, сумел выжить, выстоять, остаться Человеком.
Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность – мы ежедневно узнаём об этом из «Новостей». И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – чтобы с нами ни произошло.

Черговий номер

Новини

Copyright © Журнал "Зарубіжна література в школах України"

Розробка сайтів студія “ВЕБ-СТОЛИЦЯ”


×
Exit mobile version