Автор: Папазова Александра, ученика 11-Б класса Володарской ООШ I-III ступеней №1
По странной иронии судьбы роман, который Сервантес создавал как пародию, пережил все “серьезные” литературные произведения этого автора. Нищий, однорукий, измученный Сервантес писал “Дон Кихота” в тюрьме. От отчаяния к надежде, от надежды к смирению движется течение романа. Мягкий юмор, грустный смех, трагикомические ситуации и неожиданная мудрая серьезность составляют фон, “пейзаж”, на котором происходят приключения героя.
Бедный дворянин Алонсо Кехано — старый романтик и идеалист. Всю жизнь он прожил, не слишком обращая внимание на реальность, потому что реальными для него были литературные герои, благородные и бескорыстные рыцари, сражающиеся с несправедливостью, защищающие честь своих прекрасных дам. Наконец, состарившись, Алонсо Кехано словно спохватывается и решает сам пройти этот рыцарский путь дама. Пусть опасности надуманы, вместо драконов — ветряные мельницы, вместо боевого коня — смирная беспородная кляча, но настоящими были отвага, благородство, душевная красота и подлинное рыцарство Алонсо Кехано, великолепного Дон Кихота. Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный спутник Санчо Панса, не прочитавший в жизни ни одного романа, но волей-неволей попавший в самый великий из них.. Высокая трагическая духовность и веселый, лукавый народный дух — самая странная и вечная пара. Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя.
Идейный смысл этого произведения глубок и многообразен. Сервантес выдвинул в нем задачу обличения рыцарских романов. С этой целью он изобразил главного героя безумцем, потерявшим рассудок от чтения романов, и построил историю его приключений как комическую эпопею — пародиюна рыцарский роман. Но значение «Дон-Кихота» далеко выходит за рамки борьбы против того или иного литературного жанра. Сервантес развернул в своем романе широкую реалистическую картину жизни современной ему Испании.. Сам же герой- Дон Кихот вырастает у него в благородного защитника угнетенных, борца против общественной несправедливости; наряду с комическим безумием он обнаруживает высокую мудрость гуманиста. Отсюда двойственность образа. Одуряющее влияние рыцарских романов, нереальное представление о жизни, почерпнутое из романов, доведены в Дон-Кихоте до степени невероятного, до гротеска . Каждый «подвиг» кончается для Дон-Кихота плачевной и в то же время комической неудачей на рыцарские странствия в романах. Но образ заключает в себе глубокое содержание,— это благородство и мудрость Дон-Кихота. Во многих его речах и поступках выражены высшие идеи гуманизма эпохи Возрождения. Идеализируя рыцарство, Дон-Кихот усматривает его задачи в защите слабых и обездоленных.
Устами безумца Дон-Кихота Сервантес высказывает демократические идеи своего времени. Дон-Кихот клеймит порабощение человека человеком. Добиваясь освобождения каторжников, он заявляет, что «превращать… в рабов тех, кого господь и природа создали свободными, представляется ему крайне жестоким» и что «людям порядочным не пристало быть палачами своих ближних» . Он признает достойной службу королю на поле брани с четкой оговоркой: «Когда он ведет войну справедливую». Так рыцарь Дон Кихот участвует в борьбе гуманистов Возрождения против феодальных раздоров и даже поднимается до идей, опережающих его эпоху.
эту справедливость в отношении к богатым и бедным. Беседуя у костра с козопасами), Дон-Кихот высказывает мечту о «золотом веке», не знавшем собственности: «…блажен тот век, который древние называли золотым… потому что жившие тогда люди не знали слов твое и мое. В те благословенные времена все было общее».
Как образ бескорыстного и трагически неудачливого борца, Дон-Кихот сохраняет свое обаяние далеко за пределами создавшей его эпохи. А его комические неудачи, бесплодность его борьбы остаются. Такие черты характера Дон Кихота, как служение правде, добру, готовность к самопожертвованию ради высоких идеалов, всегда проявлялись во все времена, у разных народов. Все это дает возможность считать образ Дон Кихота «вечным»
Роман Сервантеса потряс читателей и стал не только фактом истории литературы, но и фактором, изменившим ее, создавшим многие сюжеты. Перекличку или спор с Сервантесом уже четыреста лет ведут писатели. Без него не написал бы своего Дон Кихота — князя Мышкина из “Идиота” — Достоевский. Герой романа Замятина “Мы”, у которого нет даже имени, только номер, тоже по-донкихотски встает на борьбу против всех. Двойственность образа порождает двойственность восприятия. Слово “донкихотство” часто употребляется в значении “бессмысленная борьба с придуманными врагами”, “деятельность благородная, но обреченная на неудачу”, “геройский поступок, основанный на неверных предпосылках”. Глубоко пронизаны этой двойственностью многие книги братьев Стругацких, в которых рассказывается о “прогрессорстве”, благородной и бескорыстной помощи слаборазвитым цивилизациям.
Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя.
Розробка сайтів студія “ВЕБ-СТОЛИЦЯ”