Віктор Рогозинський
Великий чудак, поражавший соприкасавшихся с ним людей необыкновенным талантом поэта и философа, предметом наблюдений и размышлений которого были судьбы народов и цивилизаций, законы развития истории, связь чисел с силами природы, “законы времени” и многое другое, что должно было позволить “заглянуть в будущее”, помочь преобразовать жизнь всего человечества.
В статье “Учитель и ученик” (1912) Хлебников писал:
“Я не смотрел на жизнь отдельных людей; но я хотел издали, как гряду облаков, как дальний хребет, увидеть весь человеческий род и узнать, свойственны ли волнам его жизни мера, порядок и стройность”.
Поискам числовых закономерностей он посвятил всю свою жизнь. Отражение этих поисков, их результаты находим в поэтическом наследии Хлебникова: в стихотворениях “Числа” (1912), “Зверь + число” (1915), “Слово о Эль” (1920), “Помимо закона тяготения…” (1921), “Если я обращу человечество в часы…” (1922), поэме “Ладомир” (1920), а также в “сверхповести” “Зангези” (1922) и прозаической мистерии “Скуфья скифа”(1916).
Если я обращу человечество в часы…
Если я обращу человечество в часы
И покажу, как стрелка столетия движется.
Неужели из нашей времен полосы
Не вылетит война, как ненужная ижица?
Там, где род людей себе нажил почечуй.
Сидя тысячелетьями в креслах пружинной войны,
Я вам расскажу, что я из будущего чую
Мои зачеловеческие сны.
Я знаю, что вы — правоверные волки,
Пятеркой ваших выстрелов пожимаю свои,
Но неужели вы не слышите шорох судьбы иголки,
Этой чудесной швеи?
Я затоплю моей силой, мысли потопом
Постройки существующих правительств,
Сказочно выросший Китеж
Открою глупости старой холопам.
Философские взгляды поэта оптимистичны и гуманны, однако по характеру своему утопичны. Идеалом человеческого общежития ему видится платоновское государство ученых и мыслителей. Модель такого общества представлена в его социальной утопии “Лебедея будущего” (1918), поэме “Ладомир” (1920), в “Воззвании Председателей земного шара” (1917), частично — в стихотворении “Город будущего” (1920) и др. Идеальный мир представляется Хлебникову великим содружеством народов, “единой общиной земного шара”. Он мечтает о создании “общего письменного языка, общего для всех народов третьего спутника Солнца”. К человечеству, истерзанному войнами и распрями, обращены его слова:
Люди! Утопим вражду в солнечном свете!
В плаще мнимых звезд ходят — я жду —
С малых замыслов дети,
Смелых разумов сын.
В первобытном обществе, в языческой культуре видел Хлебников проявление в первозданном виде общечеловеческих ценностей, лишенных классовых, национальных и исторических предрассудков. Его сокровенным желанием было воскресить эти ценности и. вернуть современному обществу. Отсюда глубокий интерес Хлебникова к славянской истории, мифологии, фольклору, унаследованный им от матери — Екатерины Николаевны Вербицкой, историка по образованию, родословная которой велась от запорожских казаков, о чем поэт с гордостью писал в своей “Автобиографии” (1914).Киевская Русь, удельные княжества, “смутное время”, Запорожская Сечь, западнославянские предания так или иначе отразились в его поэзии.
Написанное до войны
Чу, последний, догоняя,
Воин, дальнего вождя,
Крикнул: “Дам, о князь, коня я,
Лишь беги от стрел дождя!”
Святослав, суров, окликнул
Белым сумраком главы,
Длинный меч из ножен вынул
И сказал: “Иду на вы!”
Мифы для Хлебникова были зеркальным отражением представлений древних славян о природе, ее стихиях, разуме, красоте. Лешие, русалки, ведьмы, вилы… — эти и другие образы языческого мира становятся персонажами его поэтических легенд.
Зеленый леший — бух лесиный…
Зеленый леший — бух лесиный
Точил свирель,
Качались дикие осины,
Стенала благостная ель.
Лесным пахучим медом
Помазал кончик дня
И, руку протянув, мне лед дал,
Обманывая меня.
Необыкновенной образностью и выразительностью, непреходящей свежестью и правдивостью привлекал поэта славянский фольклор. Народные песни, сказки, заговоры, заклинания стали источником его вдохновения. Читая хлебниковское стихотворение “Кому сказатеньки…” (1908-1909), невольно вспоминаешь сказку о Царевне-лягушке:
Кому сказатеньки1,
Как важно жила барынька,
Нет, не важная барыня,
А, так сказать, лягушечка:
Толста, низка и в сарафане
И дружбу вела большевитую
С сосновыми князьями.
И зеркальные топила
Обозначили следы,
Где она весной ступила,
Дева ветреной воды.
“Сказания русского народа” (СПб., 1836).
Следует отметить особый интерес Хлебникова к языческим заговорам и заклинаниям, которые служили основой создаваемой им так называемой “зауми”. Вспомним песню русалок из “Ночи в Галиции” (1913):
И а ио цолк.
Цио иа паццо!
Пиц пацо! Пиц пацо!
И о и а цолк!
Дынза, дынза. дынза!
Или речитатив ведьм:
Шагадам. магадам. выкадам.
Чух, чух, чух.
Чух.
Поместив в драматическую зарисовку ремарку: “Русалки держат в руках учебник Сахарова и поют по нему”, — поэт не столько ссылался на источник своей “зауми”, сколько предлагал читателям познакомиться с таинственным и прекрасным миром языческих верований. Большой знаток славянских языков, поэт вошел в историю русской литературы как непревзойденный экспериментатор. Его друзья-футуристы восторгались упорством и неистощимостью при экспериментировании над словом и удивлялись тому, с какой легкостью возвращал он поэтическому языку образность первобытного мышления, изначальную конкретность.
Ученик-ассистент читает:
“Словотворчество — враг книжного окаменения языка и, опираясь на то, что в деревне около рек и лесов до сих пор язык творится, каждое мгновение создавая слова, которые то умирают, то получают право бессмертия, переносит это право в жизнь писем. Новое слово не только должно быть названо, но и должно быть направленным к называемой веши. Словотворчество не нарушает законов языка. Другой путь словотворчества — внутреннее склонение слов. Если современный человек населяет обедневшие воды рек тучами рыб, то языководство дает право населить новой жизнью, вымершими или несуществующими словами оскудевшие волны языка. Верим, они снова заиграют, как в первые дни творения” (Хлебников В. В. Наша основа).
Программным стихотворением Хлебникова-экспериментатора было “Заклятие смехом” (1908-1909). Используя префиксальные и суффиксальные возможности языка, Хлебников из одного слова (корня) “смех” создал экспрессивное, похожее на языческий заговор стихотворение, демонстрирующее красоту и силу славянской речи.
Не будет преувеличением назвать поэта самым славянским в русской литературе XXвека. Критики, обвинявшие Хлебникова в чрезмерном словотворчестве, забывали о том, что русский язык не ограничивается понятием “литературный”, а включает в себя и многочисленные говоры и диалекты, и элементы речи различных социальных и профессиональных групп, и др. А поэт всегда помнил об этом, бережно собирал и хранил в кладовой своей памяти самоцветы народного языка, чтобы однажды извлечь и показать людям. Желая быть понятым теми, кто будет после него, Хлебников оставил своеобразное завещание (его иногда называют хлебниковским “Памятником”), в котором дает ключ к пониманию своим произведений:
Еще раз, еще раз
Я для вас
Звезда.
Где моряку, взявшему
Неверный угол своей ладьи
И звезды:
Он разобьется о камни,
О подводные мели.
Горе и вам, взявшим
Неверный угол сердца ко мне:
Вы разобьетесь о камни.
И камни будут надсмехаться
Над вами,
Как вы надсмехались
Надо мной.
Розробка сайтів студія “ВЕБ-СТОЛИЦЯ”