Автор: Ахбаш Николай, ученик 10 класса Ялтинской ОШ І-ІІІст. № 2 Першотравневого района Донецкой области
Руководитель: Алексеенко Нина Ивановна
«Время слипшихся век,
пустота
Пробудившейся ночи, –
Кто я? Зверь? Человек?
Слово или туман
Многоточий?…»
(Ю. Благовещенский)
В литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно преувеличить, так как в них созданы образы, которые волнуют каждое поколение людей, образы, которые имеют название «вечных», так как они носители черт, присущих людям, как прошлого, так и будущего.
Шекспир – одно из тех чудес света, которым не перестаёшь удивляться: история движется гигантскими шагами, меняется облик планеты, а людям всё ещё нужно то, что создал этот поэт, отдалённый от нас несколькими столетиями.
Сегодня мы, молодое поколение, попытаемся увидеть трагедию глазами новой эпохи и попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.
Гамлет – «вечный образ». Содержание трагедии имеет вечную ценность и будет актуально всегда, независимо от времени и места. В ней ставятся вечные вопросы, всегда волновавшие и волнующие всё человечество: откуда берётся зло в человеке, как проникает оно в души людей, что побуждает их коверкать свою жизнь и жизнь других, сеять смерть и разрушение вокруг себя и, в конце концов, погибать, не достигнув настоящего счастья?
Гамлет – поистине царственная личность, воин, учёный, поэт, человек огромной силы мысли и тончайшей душевной чувствительности. Истинная трагедия Гамлета состоит в том, что он человек прекраснейших душевных качеств, надломился, когда увидел ужасные стороны жизни – коварство, измену, убийство близких. Он потерял веру в людей, в любовь, жизнь утратила для него свою ценность. Притворяясь безумным, он и в самом деле на грани сумашествия от сознания того, насколько чудовищны люди – предатели, кровосмесители, клятвопреступники, убийцы, льстецы и лицемеры. Он обретает мужество для борьбы, но на жизнь он может смотреть только со скорбью.
Что послужило причиной душевной трагедии Гамлета? Его честность, ум, чувствительность, вера в идеалы. Будь он подобен Клавдию, Полонию, Лаэрту, Розенкранцу и Гильденстерну, он мог бы жить, как они, обманывая, притворяясь, приспособляясь к миру зла. Но мириться он не мог, а как бороться и, главное, как победить, уничтожить это зло, он не знал. Гамлет не исправил свой век, но оставил миру свои вечные вопросы.
Гамлетовские мотивы звучат и в русской лирике: Блок и Цветаева, Пастернак и Ахматова, Волошин, Самойлов, Высоцкий… Многих русских поэтов интересовал образ Гамлета, но каждый вносил в трактовку этого образа что-то своё, личное.
Венец мечтаний каждого драматического актёра – сыграть Гамлета.
Гамлет – основная и любимая роль В. Высоцкого, поставленная известным режиссёром В. Любимовым на сцене Московского театра на Таганке. Джинсы, свитер и гитара, сумрачный взгляд, грубость и пронзительная нежность, решительность плебея и благородство поэта. Перед началом спектакля В. Высоцкий, срывающимся от внутренней боли голосом, исполнял стихотворение Пастернака «Гамлет».
Гамлетовский след мы находим и в истории.
«Русским Гамлетом» называли императора Павла I (по причине его душевных терзаний и сомнительных обстоятельств смерти его отца, связанных с любовником его матери).
Человечество на протяжении веков задаёт себе вопрос: «Быть или не быть?» Вместе с Гамлетом люди проходят путь от духовного сознания к духовному существованию и помогают нам найти собственного Гамлета, своё решение вечных проблем.
Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пихо делла Мирандола вложил в уста бога удивительно точные слова о сущности человека: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, чтобы ты сам свободный и славный мастер сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь. Ты можешь переродиться в низшее неразумное существо, но можешь переродиться по велению своей души в высшее божественное». У нас есть выбор, и пусть этот выбор будет правильным.
Розробка сайтів студія “ВЕБ-СТОЛИЦЯ”