в школах України

Дон Жуан

Автор: Ефимчук Анастасия, 9 класс УВК “Гимназия – ОШ I-III ступеней №1” г. Доброполья Донецкой области
Учитель: Ляхова Виктория Антоновна

Загадочный и неуловимый, непредсказуемый и обаятельный, гордый и галантный, смелый и мечтательный, целеустремленный и напористый, мечтательный и воодушевленный, такой желанный и опасный, стремительный и любвеобильный…
…Он путешествовал по разным странам, но нигде не было его отечества. Он был влюблен во многих женщин, но ни одна из них не могла назвать его своим. Он покорил множество женских сердец, но сам был обречен на одиночество. Он всегда выходил победителем в дуэльных поединках с соперниками, а погиб от холодного рукопожатия статуи. Его называли и Дон Хуан, и Дон Жуан, и Дон Гуан, и Дон Джованни, но в любом случае это имя неизменно ассоциируется с рыцарем-повесой, готовым на все ради завоевания новых и новых женских сердец.
Великие поэты и писатели не только воспевали его в своих произведениях, но и во многом подражали ему. Настоящими дон жуанами мы можем назвать Пушкина и Байрона, Лермонтова и Чехова.
Каких только красок в изображении этого вечного образа не находили художники слова! В пьесе испанского драматурга Тирсо де Молина «Севильский озорник, или Каменный гость» Дон Хуан – авантюрист и дуэлянт, циничный обманщик, для которого нет ничего святого. Из Испании сюжет перебрался во Францию, где Мольер в 1665 году поставил свою комедию «Дон Жуан, или Каменный гость». Герой Мольера Дон Жуан оказался самым остроумным, бесстрашным и невыразимо привлекательным человеком. Затем история попадает в Италию к Карло Гольдони, написавшему драму «Дон Джованни Тенорио, или Распутник». А потом к образу Дон Жуана обратился Байрон, его герой в большей мере путешественник, ведущий совершенно пассивный образ жизни.
Самым известным для нас дон жуаном в русской литературе является Евгений Онегин, рано постигнувший «науку страсти нежной», для него она была «и труд, и мука, и отрада». Евгений Онегин, как и все его предшественники, потратил немало времени на поиски идеала женской красоты, но, разочаровавшись в поисках, пресытившись праздной столичной жизнью, он уезжает из Петербурга. Спасение Онегина было в Татьяне, как и у Дон Жуана в доне Анне. Однако герой пушкинского романа не захотел потерять “свою постылую свободу”- это было бы для него невозможным возрождением: “Когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел… но я не создан для блаженства, ему чужда душа моя”.
А что оставляют после себя дон жуаны? Разбитые женские сердца, несбывшиеся надежды, слезы, горечь обиды и – проклятия. Проклятия, которые каждая из обиженных и обманутых женщин обращает к небу с просьбой, чтобы всевышний наказал наглого развратника и бессовестного искусителя.
Ах, как это все несправедливо! Потому что рядом с ним каждая женщина ощущала себя самой прекрасной и обворожительной, а если и поднимала глаза к небу очередная жертва, брошенная Дон Жуаном, то только с желанием вернуть коварного обольстителя либо- не доставайся же он никому!
И небо услышало обращения безвинных жертв! Дон Жуан погибает, несломленный и не раскаявшийся.
Так в чем же сам феномен Дон Жуана? В чем его особенность? Он был рожден эпохой Средневековья, когда женщины были бесправны. Бесправны в выборе супруга. Бесправны в любви. Что же им оставалось? Состариться и так никогда не узнать, что значит быть любимой? И в это время появление Дон Жуана – красивого и обольстительного – становится тем глотком свежего воздуха, о котором мечтает любая женщина. Дон Жуан раскрывал в каждой женщине женскую сущность, показывал, что она может любить и быть любимой. Каждая из обманутых им жертв знала о дурной славе Дон Жуана, но никого из них это не остановило.
Течет время, одна эпоха сменяет другую. Последние 200 лет отмечены борьбой женщин за свои права. И вот уже наш эмансипированный 21 век на историческую арену выводит новый образ женщины- уверенной в себе, самостоятельной, обеспечивающей всем необходимым себя и своих детей и – свободной в любви. Но как-то в процессе борьбы за равноправие мы утратили такие понятия, как «мужская честь» и «достоинство», «защитник» и «кормилец», «глава семьи». И вот уже эмансипированные татьяны ларины напористо оседают представителей мужского пола, беря на себя функции создателей семей новой эры.
Ау, дон жуаны, где вы? Я оглядываюсь по сторонам и не вижу ни одного претендента на роль дон жуана. Современные юноши подменяют реальную жизнь виртуальной, сутками высиживая за компьютерами. А уж о «науке страсти нежной» и говорить не приходится! Дай бог, чтобы они просто нашли с девушками общую тему для разговора.
И вдруг – о чудо! – на горизонте наших девичьих ожиданий вырисовалась фигура современного дон жуана. Это произошло, когда в Киеве стартовали съемки проекта телеканала СТБ «Холостяк». Бывший одессит, а теперь известный американский танцор Максим Чмерковский решил рискнуть и принять участие в украинской версии популярного американского реалити-шоу. Вся женская часть Украины, затаив дыхание, с восхищением смотрела, как заботливый и галантный холостяк легко и уверенно выстраивал отношения с каждой девушкой, принимавшей участие в шоу. Развязка была неожиданной. Максим так и не смог сделать свой выбор. И это не простили ему участницы передачи. На финальной встрече девушки решили высказать ему затаенные обиды, хотя в глазах каждой из них читалось, что все они мечтали бы присвоить его внимание в частную собственность. Не выдержав напора, Максим заявил, что он решил «удалить» себя из их жизней, как некий стресс-фактор. После этого он просто поднялся и вышел из студии, оставив девушек в злобном негодовании от нереализованной мести.
Есть ли место дон жуанам сегодня? Или утратив очарование беззащитности, мы не оставляем нашим юношам выбора? И поэтому современные дон жуаны, чувствующие, что над ними начинают брать верх женщины, предпочитают тихо исчезнуть из нашей жизни…

Черговий номер

Без имени-8

Новини

Copyright © Журнал "Зарубіжна література в школах України"

Розробка сайтів студія “ВЕБ-СТОЛИЦЯ”